Законопроект № 500482-7 об установлении особого порядка восстановления НДС в отношении участников концессионных соглашений принят Госдумой во втором чтении.

Согласно документу в отношении концессионеров, занимающихся строительством дорог за счет бюджетных средств, не применяется правило о восстановлении НДС до 1 января 2023.

Рассматриваемое предложение затрагивает проблему, которая активно обсуждается с начала 2018 года и связана с нормами, запрещающими принимать к вычету НДС, в том случае если оплата товаров (работ, услуг) осуществляется за счет бюджетных субсидий или инвестиций.

При этом не имеет значения, учитывались ли при выделении бюджетных средств расходы налогоплательщика на уплату НДС.

Отметим, проект внесен депутатами Башкортостана. В пояснительной записке приведен в пример инвестпроект по строительству дороги в Уфе на условиях концессии.

Общий объем финансирования строительства составляет 34 млрд рублей в течение 2018-2021 годов, из них 24,5 млрд. рублей – из регионального бюджета.

Данная форма финансирования позволяла концессионеру предъявлять к вычету входящий НДС на сумму товаров, работ и услуг, оплаченных в том числе за счет средств гранта, согласно редакции НК, которая действовала на момент подписания концессионного соглашения. Сумма возмещаемого НДС учитывалась как один из источников финансирования проекта.

Однако позже были внесены изменения в статью 170 НК в части корректировки порядка применения вычета НДС на товары (работы, услуги), приобретенные за счет бюджетных средств. Введен прямой запрет на вычет НДС, уплаченного покупателями на товары (работы, услуги), за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций. В связи с невозможностью возмещения НДС у концессионера образуется дефицит средств на финансирование затрат на реализацию проекта в размере 3,75 млрд рублей.

Вместе с тем концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или ухудшению положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения. В связи с этим плата концедента по концессионному соглашению из бюджета Республики Башкортостан вырастет на 3,75 млрд рублей.